Кем приходятся жене родственники ее мужа? Свекор и свекровь в традициях наших предков
Продолжая разговор о свойственном родстве, то есть родстве по браку, попробуем взглянуть и разобраться, какой статус получали члены семейства женившегося человека по отношению к его избраннице в старинной традиции предков. И начать стоит, конечно же, со свекра и свекрови, потому как это ключевые фигуры — родители супруга.
Происхождение понятия трактуется по-разному. Кто называет его производным от «всех кровей», то есть намекая на родооснование, кто — кто от «своей крови» — по тому же принципу, так как в жилах потомков сыновнего семейного союза будет течь кровь и его отца с матерью. Высказываются предположения о том, что имеется в виду «светлая кровь» и даже «святая кровь».
Заметим, что во всех случаях неизменно упоминается кровь. Но мне кажется более убедительной точка зрения, согласно которой обобщенное понятие свекров (как матери, так и отца мужа) возникло из выражения «свед-кровь», сведённая (соединенная) кровь, в смысле — породнившаяся.
Свекрам отводилась особая роль в брачных ритуалах. Либо отец, либо мать жениха нередко участвовали в обряде «покрывания» невесты, точнее в снятии с нее покрывала, охраняющего от злых людей, в присутствии всех родственников с помощью кнута, кнутовища, палки или ухвата. Это символизировало новое рождение — переход из одного социального статуса в другой, прием новобрачной в семью мужа и приобщение ее к новому дому.
В ряде мест существовал обычай вручения свекровью новой дочери, вернувшейся из-под венца, вскрывального подарка перед тем, как с нее снимут покрывало (фату) и спрячут косы под головной убор (косник), подобающий замужней женщине. В разных местностях имелись свои особенности проведения этого действа. Например, по украинскому обычаю, свекровь трижды надевала на невестку платок, а та трижды его сбрасывала — таким образом она якобы преодолевала свою непокорность и становилась наконец послушной. Невеста должна была дважды дарить свекрови и свекру расшитые ею самолично полотенца: на обряд рукобитья (когда договаривались о браке) и после венчания.
Во время свадьбы свекровь накрывала ее полой своей одежды и вводила в свою избу. А на следующий поутру день мужнина родительница «учила уму разуму» невестку, трижды легонько охаживая ее плеткой со словами: «Это свекрова гроза. Это свекровина гроза. Это мужнина гроза». Впрочем, сила ударов могла и варьироваться в зависимости от настроения свекрови. Так новоиспеченной родственнице показывали подчиненное положение, в которое она вступала.
Физическое насилие по отношению к провинившейся или якобы провинившейся невестке допускалось и в дальнейшем. Не зря ж сочинили сравнение: «Люб, как свекровин кулак». Многие слышали название русской народной песни «Как у наших у ворот», но далеко не все знакомы с ее содержанием:
Как у наших у ворот Муха песенку поет: «Что дадите мне за вестку? Бьет свекровь свою невестку: Не ходи ты по зарям, Не кажися молодцам»!
Свекровь должна была поучать невестку во всем и руководить всеми ее действиями. Так, на Вербной неделе, когда по обычаю родная мать ее навещала молодоженов и дарила подарки, то смотр им устраивала родительница супруга, и только после этого велела молодухе благодарить родительницу. В общем, вспоминаются слова из известной пьесы А. Н. Островского: «Жестокие нравы, сударь… жестокие».
Случались, конечно же, и более демократичные, говоря современным языком, взаимоотношения невестки со свекрами, но из песни слова не выкинешь, и не зря среди наставлений по семейному укладу значилось: «Не жени сына на теще, не отдавай дочери за свекра». Эти указания имели не буквальный, а переносный смысл, заключавшийся в том, чтоб не давать молодым воли.
Родители супруга считались для жены богоданным отцом и богоданной матушкой. Их слово должно было быть для нее законом. Перечить им, разумеется, не дозволялось, — только почитать и обласкивать мужниных родителей, величая их со всевозможной кротостью и благодушием: «Свекровушка богатая! Свекор батюшка, застоя моя»; «Свекор батюшка, мой застоюшка, свекровь матушка, заборонушка».
И ни в коем случае нельзя было жаловаться. На сей счет свекры приказывали: «Мети, мети, да сор из избы не выноси». Почти единственное, что не возбранялось молодой жене в выражении собственного мнения о житье-бытье в дому у мужа, так это полуласково называть неприветливых новых сродственников «ненастушками».
Чаще всего она боялась их, так как запугана была еще до свадьбы: «Свекор — гроза, а свекровь вынет глаза»; «свекор журлив, свекровь хлопотница, золовка смутьянка, деверь насмешник». И в песнях о готовящихся нападках на молодую: «Свекор говорит: нам медведицу ведут; свекровь говорит: людоедицу ведут; деверья говорят: нам неткаху ведут; золовки говорят: нам непряху ведут»…
О свекре отзывались по-разному. С одной стороны, «в лихом свекре правды нет», с другой: «сношенька у свекра — госпоженка» (если заступался за нее перед своей женой). А вот стереотипному образу свекрови молва приписывала много нелестных характеристик:
— Кому свекровь свекровушка, а кому и свекровища. — Свекровь на печи, что собака на цепи. — От свекрови никому в семье нет промытой воды. — Помнит свекровь свою молодость и снохе не верит (блудливая свекровь и невестке не верит). — Журлива, что свекровь. — У лихой свекрови и сзади глаза.
* * * Заканчивая обзор традиционных взглядов на взаимоотношения свекров с женой сына, более всего хочется пожелать семьям старших и молодых жить в мире и согласии. От души.
Кем приходится жена мужниной родне: невесткой или снохой? Традиции предков
Кем приходятся мужниной жене его родственники? Золовка и деверь в народных традициях предков