Лучшие отечественные фильмы? Конечно, «Москва слезам не верит»! Часть 2

Рассуждая об успехе фильма, профессор Ратгерс Юниверсити, историк и кинокритик Джейн Франклин, которая была одной из первых американских зрительниц фильма «Москва слезам не верит», вспоминала:

«К чести американских зрителей, о которых в мире сложилось мнение, что они ничего, кроме боевиков и триллеров, не смотрят, могу сказать, что они оказались на высоте: „Москва слезам не верит“ шел почти при полном зале. Хоть это был явно некоммерческий фильм, публика так живо реагировала на все, что происходило на экране — смеялась, плакала, что можно смело говорить об успехе. Американцам этот фильм понравился».

Конечно, своей искренностью, правдивостью фильм во многом обязан и блестяще подобранному актерскому ансамблю. Я давно обратила внимание на тот факт, что подбор и утверждение на роль актеров в самых успешных фильмах проходил, как правило, спонтанно, и часто выбор оказывался просто-напросто счастливо случайным. Картина «Москва слезам не верит» — в этом смысле не исключение.

Георгий Иванович, он же Гога, он же Гоша, он же Юрий, он же Гора, он же Жора, здесь проживает?

Интересно, но факт: практически весь актерский состав подбирался под исполнителя роли Гоши — Алексея Баталова, поскольку он был единственным из первоначально планировавшихся актеров, кто согласился. Так уж получилось, что практически все актеры, которым Меньшов предлагал поучаствовать в фильме, отказались: кто-то посчитал сценарий неинтересным, кто-то был сильно занят, а кто-то выбрал другую, более перспективную, как тогда казалось, роль.

Алексей Баталов тоже сначала отказался. Но через время перезвонил режиссеру и согласился, что чрезвычайно обрадовало Владимира Валентиновича, поскольку, увидев актера в фильме «Дорогой мой человек», Меньшов понял сразу, что лучше Баталова Гошу не сыграет никто.

А вот что же заинтересовало в этой роли Баталова? Вот как сказал об этом сам актер: «С самого начала было оговорено, что он не тот рабочий — прекрасный — человек, которого полагалось играть многие-многие годы. И вот эти отклонения нездоровые, которые были написаны уже в роли, они давали возможность ну хоть немножечко сыграть живого человека». А мы не хуже ихних!

Поразительна работа и троих героинь-подруг, перед которыми стояла задача тоже не из легких. Вере Алентовой было тридцать семь лет на момент начала съемок, Раисе Рязановой — тридцать пять, а Ирине Муравьевой — тридцать. В одном и том же фильме им пришлось сыграть героинь намного младше себя — девятнадцатилетних, и старше себя — их же через двадцать лет.

Интересно и то, что каждой из актрис роль далась довольно трудно. К примеру, Раиса Рязанова рассказывала, что роль Тоси явилась воплощением ее собственных юношеских надежд, многие из которых она так и не смогла воплотить в жизни. «Моя Тося похожа на меня: спокойная, миролюбивая, оптимистичная… — отмечала актриса в интервью одной из газет. — Я тоже, как Тося, хотела простого бесхитростного счастья. Хотела иметь основательного мужа-домоседа, нескольких детей, хорошую квартиру и дачный участок… Роль позволила мне прожить жизнь, которой у меня не случилось».

Вера Алентова в интервью Виктору Топаллеру признавалась, что роль Кати Тихомировой далась ей очень тяжело. Во-первых, потому, что муж-режиссер относился к ней гораздо более требовательно, чем ко всем остальным актрисам и актерам на съемочной площадке. А во-вторых, потому, что роль была уж слишком сложна по своей сути. «Тяжелая, потому что всегда тяжело сниматься в роли положительного героя. Отрицательный, он всегда имеет какую-то притягательность. Положительный герой, который все делает верно, все правильно, и жизнь у него идет очень правильно, его трудно сделать живым, осязаемым, понятным человеком, потому что он вроде схемы… Положительная роль, да еще и роль-судьба — это практически невыносимо. Это тяжкий груз очень», — рассказывала она.

Ирине Муравьевой, когда она впервые увидела на монтажном столе, что же за героиня у нее получилась, Людмила не понравилась ужасно. «„Москву…“ я прочла на одном дыхании, мне очень понравилось. И предложенная роль показалась интересной. Я заявила режиссеру: лучшей Людмилы вам не найти! — делится своими впечатлениями актриса. — Но когда я увидела отснятый материал, стало стыдно. Такая хамка получилась! Наглая девушка! Все, что я сама не любила в людях, в моей героине вылезло наружу. Это сейчас я уже привыкла к Людмиле, а тогда переживала». Хеллоу! Общежитие слушает!

Многих из тех, кто составил великолепный актерский ансамбль этого фильма, уже, к сожалению, с нами нет. Последней оказалась роль вахтерши общежития для Зои Федоровой, которая подарила миллионам зрителей по всему миру сакраментальную фразу «Хэллоу! Общежитие слушает».

Нет уже и Владимира Басова, герою которого и принадлежит обнадеживающее заключение о том, что в сорок лет жизнь только начинается! Нет уже и «Рудольфа — Родиона» Юрия Васильева, и Евгении Ханаевой, сыгравшей блестяще роль матери Рудика. Ушел из жизни и «хоккеист Гурин» — Александр Фатюшин.

Стоит ли говорить о том, что музыка Сергея Никитина, звучащая в фильме, является самостоятельным действующим лицом, так же, как и сама Москва, которая будто бы наблюдает за своими героями с высоты собственного златоглавого величия.

Владимир Меньшов как-то сказал, что когда семнадцатилетние говорят ему о том, что любят фильм «Москва слезам не верит», он понимает, что не зря прожил свою жизнь.

Знаете, у каждого из нас в жизни бывают сложные ситуации, когда кажется, что все, тупик, проблема неразрешима, ситуация похожа на безвыходную. Каждый в такие моменты прибегает к своей «антикризисной терапии»: кто-то ищет утешение в бутылке вина, кто-то выгоняет негативные эмоции в спортзале, кто-то старается сменить обстановку, кто-то созывает чрезвычайный совет из друзей…

А я включаю фильм «Москва слезам не верит». И обычно к финальным титрам ответ приходит сам собой.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: