Лучшие отечественные фильмы? Конечно, «Чародеи»! Часть 2

Одним из самых ярких символов получившихся «Чародеев» Константин Бромберг назвал пару Ковров-Брыль в исполнении Виторгана-Светина. При взгляде на этих замечательных двоих кажется, что сценарий писался персонально под них. Меж тем, по поводу кандидатов на роли «волшебников» среднего звена разгорелись целые дебаты, которые чуть было не вылились в очередной гайдаевский шедевр. Как? Очень интересно получилось.

На роль Коврова до Эммануила Виторгана пробовали и Георгия Буркова, которого забраковали как несоответствующего стилистике фильма, и Андрея Миронова, который мог бы создать этакого Коврова-ловеласа, что тоже в планы режиссера не входило. Стеблов, Мартынов, Смехов — все эти кандидатуры были отметены в пользу Виторгана.

А вот с ролью Брыля было даже сложнее. Напарник Коврова должен был быть академически антитезен, ярок и вызывать умиление. На эту роль пробовали Михаила Боярского, который не был готов к столь характерному образу, к тому же, мечтал о другой роли в этом же фильме. Пробовался на роль Брыля и Спартак Мишулин, Олег Анофриев шикарно подходил по своим вокальным данным. Но все-таки режиссер остановился на кандидатуре Юрия Никулина, и вряд ли нужно объяснять, почему именно. О том, что произошло дальше, рассказывал сам режиссер Константин Бромберг газете «Комсомольская правда».

«Приглашать гайдаевского персонажа Никулина ездил я лично. К предложению он отнесся хорошо. Сказал: „Ну что ж, давай попробуем, но я не могу выпадать из моей команды Вицина, Моргунова. Может, найдутся у тебя роли для них?“ Но тогда я бы шел по „тропе Гайдая“!». А еще режиссер рассказал о том, как совершенно случайно увидел, как стоят и общаются перед пробами Виторган и Светин. «…Виторган навис над Светиным, а тот, размахивая руками, поднимает голову, чтобы поймать его взгляд, это было настолько ярко, смешно… Безусловно, они — классическая пара! Они и создали практически всю атмосферу этого волшебного института». План по валу! — Вал по плану!

Но для Георгия Вицина роль в картине все же нашлась. Его голосом говорил говорящий кот, который, как выяснилось после монтажа, молчал всю картину и только в финале промурлыкал победное «Урра!» вицинским голосом.

Первоначально роль кота была гораздо многословнее, но ее не пощадила цензура. Она, родимая, вырезала, к примеру, такой искрометный диалог кота и Ивана: Кот: Ну иди же, поцелуй ее! Иван: (топчется на месте) Я боюсь… Кот: Боже мой, ну совершенно утратили естественные инстинкты!

Великий комик плакал, когда узнал, что кота «зарезали», опасаясь того, что зритель проведет параллели между ним и булгаковским Бегемотом. Кстати сказать, на роль кота кандидатуры отбирались не менее жестко: восемнадцать котов всех мастей пробовали на эту звездную роль, в том числе и питомцев Уголка имени Дурова, но выбрали того, который, откушав сметанки, интенсивнее всех облизывался, что было очень похоже на артикулирование.

Интересна также роль Семена Фарады, который буквально «раздул» ее из эпизодической. Вместо того, чтобы ограничиться в кадре четырьмя фразами, Гость с Юга Фарады благополучно потерялся в коридорах института, а также произнес несколько ставших крылатыми фраз: «Боже, как я похудел!», «Здесь были люди — я их найду!», «Ну кто так строит, кто так строит?» и «Каждый заблуждается в меру своих возможностей».

На мой взгляд, совершенно шикарен в фильме Валентин Гафт, который, играя пылкого влюбленного, на самом деле, не мог даже находиться с Александрой Яковлевой на одной съемочной площадке из-за обоюдной антипатии. Специалисты по монтажу совершали настоящие чудеса, соединяя в кадре отснятых по отдельности актеров. Однажды Алена и Сатанев все же встретились в одной студии на озвучивании и помирились, даже обнялись на прощанье, расставаясь как друзья.

Очень яркой и типажной получилась директор НУИНУ Шемаханская в исполнении Екатерины Васильевой. На роль претендовали и Алиса Фрейндлих, и Наталья Гундарева, и Маргарита Терехова, и у каждой из них могла бы получиться шикарная доктор волшебных наук, но именно Васильева подарила нам ту самую Шемаханскую с жестким и бездонно романтичным взглядом, которую мы полюбили. А может, колданешь их с глаз долой подальше, пока никто не видит?

На съемках волшебного фильма не обошлось без волшебства. В произведении Стругацких «Понедельник начинается в субботу» здание научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства представляло собой низенькое приземистое здание, которое изнутри оказывалось многоэтажным современным строением. В сценарии этот момент упустили, но здание телецентра Останкино, в котором происходили съемки, проявило себя с прямо-таки мистической стороны.

Заплутав в многочисленных коридорах Останкино, режиссер Бромберг неожиданно для всех наткнулся на восьмипролетную мраморную лестницу. «По проекту она должна была находиться за стеклянной стеной, быть на всеобщем обозрении и выводить на улицу. Однако во время спешной стройки (центр строился к Олимпиаде-80) про лестницу все забыли и „спрятали“ ее вглубь здания как нефункциональную. Мистика в том, что я ее обнаружил! Мало того, в подвале под лестницей оказался замурованным бульдозер, который тоже забыли. Позже его разобрали и вытащили по частям, но не весь — иначе пришлось бы ломать стену» — рассказывал режиссер.

Он также любил рассказывать о посещении места съемки настоящим НЛО. Этот случай подтверждал и Семен Фарада, который первым увидел объект. Непредставительный какой-то, хлипкий! — Так он же музыкант, а не грузчик!

Своим успехом этот замечательный советский телемюзикл, несомненно, обязан песням, которые, однажды прозвучав с экрана в 1982 году, стали хитами, не утрачивающими своей популярности до сих пор.

«Три белых коня», «Снежинка», «Ведьма-речка»… Евгений Крылатов, работавший над музыкой для «Чародеев», кажется, создал идеально новогодние песни, которые наполняют душу зимним настроением и предвкушением новогодних чудес.

Не многие знают, что в фильме звучат голоса Ирины Отиевой, Ольги Рождественской, Леонида Серебренникова и Ларисы Долиной, но многие песни поют сами актеры — Александр Абдулов, Михаил Светин, Эммануил Виторган.

До сих пор на устах и, более того, разошлись на цитаты, песни «Про костюмчик» («Главное, чтобы костюмчик сидел»), «Серенада» («Ей хватит, одной интонации хватит, чтоб пламя до неба разжечь»), «Колыбельная вагонного», «Подойду я к зеркалу», «Загадка женщины» и замечательная песня «Представь себе», которая стала настоящим гимном всех влюбленных восьмидесятых.

Все эти замечательные песни были написаны на стихи Леонида Дербенева, который был настолько поглощен созданием текстов к песням, что переделывал их помногу раз, оттачивая каждую фразу. Однажды, обсуждая с режиссером очередное четверостишие, Дербенев дошел до самого Белорусского вокзала в тапочках и без куртки по дождливой осенней погоде. Тут без высшего образования до всего своим умом доходишь!

Конечно, сказать, что фильм «Чародеи» пользовался и пользуется успехом у телезрителя — ничего не сказать. Армия поклонников фильма растет не по дням, а по часам. Но есть и те, кому фильм категорически не нравится. Часть из них являются поклонниками творчества Стругацких, а потому считают, что столь вольное обращение с «нетленкой» непростительно. Остальные же просто считают кино низкопробным, бульварным, не заслуживающим внимания вообще.

Я очень люблю этот фильм. В нем играют замечательные актеры, большинства из которых — Александра Абдулова, Романа Филиппова, Евгения Весника, Георгия Вицина, Семена Фарады — уже с нами нет. В фильме романтичный и легкий сюжет, который помогает каждому зрителю понять, что даже сказку порой нужно создавать исключительно своими руками, своими чувствами, своей душой, а иначе никакой волшебник не поможет. В фильме звучит замечательная музыка, песни, у которых гениальные тексты и потрясающий чистый вокал.

Я люблю этот фильм, потому что после его просмотра начинаешь верить, что с двенадцатым ударом часов в новогоднюю ночь, если на твоей ладони не растает снежинка, то самые сокровенные желания обязательно исполнятся. И от этого на душе становится легко и здорово.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: