Поэзия в сети и конкурсы стихов

Поэзия в сети и конкурсы стихов вещи взаимосвязанные. Почему современные поэты принимают участие в конкурсах? Что может дать конкурс стихов автору? Какие могут быть конкурсы в такой интимной сфере человеческой деятельности как поэзия? По каким критериям можно оценить то, что невозможно поверить алгеброй? Вот такие вопросы возникают в сознании когда в очередной раз натыкаешься на словосочетание "конкурс стихов" или поэтический конкурс. Но при более подробном рассмотрении явления всё становится на свои места. Не будем забывать, что мы живём в эпоху интернета. Это современное средство коммуникации не только привнесло новое в общение людей, но и вызвало из небытия давно забытые жанры - например, эпистолярный, пусть и в модифицированном виде. И конкурсы стихов выполняют в этой среде свою задачу.

Общеизвестно, что поэты витают в облаках, общаются с богами, в общем - не от мира сего. По большому счёту им и читатели, а тем более почитатели и не нужны вовсе:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.

Более того, тема конфликта поэта и толпы - классическая тема. О. Мандельштам в своём эссе "О собеседнике" рассуждает об источнике "пресловутой враждебности художника и общества" и задётся вопросом: а есть ли адресат у стихотворений и если есть, то кто он? В качестве доказательства поэт приводит отрывок из стихотворения Боратынского:

Мой дар убог, и голос мой не громок,
Но я живу, и на земли мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдет далекий мой потомок
В моих стихах; как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношеньи,
И как нашел я друга в поколеньи,
Читателя найду в потомстве я.

Далее Мандельштам приоткрывает для нас завесу тайны и у нас нет никаких оснований не доверять поэту, когда он говорит о своих собратьях по перу: "Страх перед конкретным собеседником, слушателем из «эпохи», тем самым «другом в поколеньи», настойчиво преследовал поэтов во все времена. Чем гениальнее был поэт, тем в более острой форме болел он этим страхом. Отсюда пресловутая враждебность художника и общества." Позволим себе ещё одну цитату из эссе: "...вкус сообщительности обратно пропорционален нашему реальному знанию о собеседнике и прямо пропорционален стремлению заинтересовать его собой."

Итак, что мы видим? Поэту нужен читатель, но он не желает этого читателя знать. И здесь интернет услужливо предоставляет поэту такую возможность, мало того - в качестве некоего бонуса, он может получить отклик от совершенно неизвестного ему человека и, не отходя от компьютера, узнать нашёл ли он того читателя, которого Боратынский надеялся найти в потомстве. Хорошо это или плохо тема для другого исследования, а нас интересует конкурс стихов как неотъемлемая часть литературного процесса в интернет-среде.

Так что же новое привнёс и что старое воскресил конкурс стихов в интернете? В поэтической среде бытует мнение, что поэзия - искусство для посвященных, воспринимать стихи способны лишь поэты. Наверное, в немалой степени это действительно так, но об этом позже. Главное, что по этой причине поэты стремились и стремятся к обществу себе подобных как никто другой из людей искусства. Поэты издавна объединялись в разного рода кружки и союзы для того, чтобы иметь возможность встречаться, читать и обсуждать свои произведения, издавать сборники. Вот вам и прообраз поэтического сайта! И, кстати, по результатам конкурса стихов на крупных поэтических сайтах издаются сборники. Воспитание молодых поэтов - ещё одна функция, которую выполняло поэтическое общество. Начинающие авторы, с трепетом внимающие словам признанных мэтров и с замиранием сердца ожидающие сурового приговора своим первым опусам - эта картина актуальна и сегодня. В конкурсах стихов самое активное участие принимают в первую очередь молодые поэты. Это естественно и понятно - начинающему автору особенно необходимо не только и даже не столько признание читателя, сколько внимание собратьев по перу. Участие в поэтическом конкурсе даёт автору возможность оценить свой уровень мастерства, обратить внимание на слабые места или, напротив, с удовлетворением отметить сильные стороны своих творений, найти свой стиль. Тут мы можем сделать первый вывод: конкурс стихов на поэтическом сайте подобен собранию поэтов, читающих свои стихи друг другу. Возможность превращения подобия в полное тождество - вопрос времени, которое не за горами!

А что же читатель? Не его ли неприкаянный силуэт едва виднеется за окнами уютной гостиной, где собралось поболтать о поэзии, почитать свои стихи, да и просто отдохнуть общество посвящённых в тайну поэтического слова. Так было. Сейчас читатель может незримо присутствовать в гостиной и даже принимать участие в обсуждении. Вывод второй: участие в конкурсе стихов подобно чтению стихов со сцены перед огромной аудиторией без всех издержек, связанных с таким выступлением в реале.

И, в заключение, ещё один момент - благодаря тому, что публикация стихов сегодня не представляет никакой проблемы, число причастных к высокому искусству поэзии растёт в геометрической прогрессии. Пусть не все пишущие стихи достигнут уровня мастера слова, но, в любом случае, пробующие перо будут в той или иной степени искушены в искусстве стихосложения, а это значит, что круг посвящённых расширится и поэзия окончательно перестанет быть искусством для искусства. А если учесть то, что в юности все (ну, или почти все) пытаются писать стихи... Как бы то ни было, интернет увеличивает вероятность встречи читателя и поэта, а у каждого поэта свой читатель, и разрешить сомнения, так живо и точно описанные П.А. Вяземским:

Но всё же, может быть, рожден я не напрасно:
В семье людей не всем, быть может, я чужой,
И хоть одна душа откликнулась согласно
На улетающий минутный голос мой.


Статья написана модератором Сайта высокой поэзии, на котором проводится конкурс стихов Осень 2009.



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: