Что делать со свободой? Подводные камни домашнего образования
Моцарт и Бородин, Грибоедов и Бунин, Агата Кристи и многие, многие другие таланты получили домашнее образование. Сегодня я хочу рассказать о подводных камнях домашней школы и дать советы родителям, решившимся своими силами обучать детей. Надеюсь, моя статья не станет очередным необоснованным рассуждением, ибо я сама прошла курс средней школы дома экстерном.
Основная проблема домашнего образования — это … свобода. И прежде чем окунаться в нее с головой, надо подумать: а умеете ли вы с ней обращаться?
Да, можно месяцами не открывать учебника, ничего не читать, ничем не заниматься. Такой соблазн есть. А потом лихорадочно и бессмысленно, без вдумчивости наверстывать упущенное — это ужасно. Или трясущимися руками доставать из карманов и носовых платков шпаргалки…
Примеров такого безрассудного обращения со своим временем очень много. Да и не мудрено — кто откажется в яркий весенний день, например, погулять по улице, вместо того, чтобы решать никому не нужные уравнения (ведь учитель завтра не проверит домашнее задание). Выход из положения: взять с собой на прогулку листок с примерами и решать их на улице на скамейке, как делают все порядочные взрослые люди (уверьте ребенка, что он уже взрослый человек, к тому же порядочный) в яркий весенний день.
Летом, в поездах, автобусах, трамваях не теряйте времени: учите стихи или читайте книги, решайте задачи или запоминайте иностранные слова. Объясните ребенку, что он выглядит в глазах окружающих интеллигентным человеком, когда что-то читает или пишет. Такие утверждения, в особенности если вы сами возьмете в руки книгу, создадут для экстерна «тонус», у него появится желание учиться.
Обучаться дома можно по-разному: с родителями или с репетитором, опережать сверстников или идти в ногу с ними. Следует различать понятия экстернат, домашнее обучение и обучение на дому с репетитором. Поясню:
Экстернат. Это в первую очередь опережение. Обучаться можно дома самостоятельно (самая распространенная форма экстерната) или с репетитором, приходить на регулярные занятия в школу. Экстернат пользуется популярностью в основном у старших школьников, но и ученики младших классов могут успешно опережать сверстников. Школа-экстернат должна давать индивидуальные или групповые консультации с учителями-экзаменаторами, на которых можно проверить уровень своих знаний и найти ответы на возникающие дома вопросы. Домашнее обучение. Его еще называют семейным. Обычно родители становятся на место школьных учителей: берут учебник (взрослому человеку, даже если он не географ, например, должно быть все понятно в школьном учебнике географии) и… сами его честно читают. В процессе домашнего обучения дети больше общаются с родителями, возникает взаимопонимание и взаимоуважение. Домашнее обучение может органично сочетаться с экстернатом.
Обучение на дому с репетитором. По-моему, это самая низшая ступень обучения вне школы. Экстерната с репетитором (заметим, не с педагогом-консультантом, а с репетитором) обычно не получается, да и семейного образования — тоже.
Может возникнуть вопрос: всем ли нужно домашнее образование? Полностью соглашусь с теми, кто утверждает, что не для всех оно подходит и не всем нравится. Бывает, человеку легче и приятнее проводить часы в здании школы. И прекрасно! Пусть общается со сверстниками (хотя лично для меня в этом общении ничего интересного не было), тусуется, сидит за партой, ходит в столовую и т. д. и т. п. — лишь бы он получал от этого удовольствие…
Родителям, решившимся на домашнее образование, придется немало потрудиться и пофантазировать. Но, я уверена, дети скажут вам потом огромное спасибо за свободу, а главное, за умение с ней правильно обращаться!