Будут требовать без суда

Накануне нового года несколько функционеров от профсоюзных организаций (ФНПР – Федерация Независимых профсоюзов России) сообщили президенту на очередной публичной встрече, что задолженность по заработной плате в нашей стране еще и потому медленно сокращается, что судебный порядок ее взыскания уж очень сложен. Находясь в тот момент перед объективами телекамер, Дмитрий Анатолиевич поручил правительству до 15 февраля 2011 года проработать вопрос о введении упрощенного порядка начисления и взыскания с работодателя задолженности и, самое интересное, процентов на сумму просроченной задолженности по заработной плате. Поиск и «внесудебного», и «ускоренного», очевидно, либо приведет к нарушению требований гражданского законодательства., либо усилит позиции налоговиков.

Лучше чем до кризиса

Вообще-то, по официальным данным, в России сейчас задолженность по заработной плате ниже, чем она была до начала кризисного периода. Немного, правда, но ниже. По данным Росстата, суммарная задолженность по заработной плате к 1 декабря 2010 года составила немногим более 3,2 миллиарда рублей. А за три года до того, в декабре 2007 года, по итогам последнего из «семи тучных лет», эта самая задолженность превышала 3,4 млрд. рублей.

Сдерживать рост невыплат сегодня позволяет вовсе не особенно хорошая экономическая ситуация, а лучшая координация мер административного порядка: механизм «ручного управления» особенно хорошо действует в отношении крупных работодателей. Региональное начальство отчитывается перед президентом, какие предприятия портят картинку, а премьер отчитывает руководство этих компаний. Так, правда, нельзя сработать в отношении малого и среднего бизнеса – иначе неплательщиков придется выстраивать рядами на площади 1905 года. С одной стороны, статистика показывает, что эта категория неплательщиков зарплаты (малый и средний бизнес), точнее, конечно, «зарплатных налогов и взносов» - главного объекта интереса государства в условиях дефицита бюджета – не должна особенно интересовать власти. Уж больно мало они вносят зарплатных налогов относительно крупных предприятий. Но с другой - новая система расчета социальных взносов с 1 января 2011 года несколько изменила картину: особенно серьезно – более чем в два раза – налоговая нагрузка возросла именно у, так называемых, «упрощенцев». Это, конечно, далеко не только малый и средний бизнес, но во многом именно он.

Теперь государство с недовыплаченных «упрощенцами» тех же самых по размеру заработных плат теряет потенциально в 2 с лишним раза больше денег. Есть о чем призадуматься.

Но вот тут как раз и появилась проблема – психологическая проблема. Отечественные работники при всей обращенности в их пользу судебной практики по вопросу взыскания зарплатных долгов «требовать правды» не спешат. Многие побаиваются «мести работодателей», другие не хотят связываться с судами – мол, хлопотно и долго.

Хотя в нашей стране действует своего рода презумпция виновности работодателя. Именно ему придется доказывать, что организация не имеет задолженностей по заработной плате. Решение суда практически по умолчанию происходит в пользу работника, что подтверждает статистика генеральной прокуратуры на начало декабря: за 2010 год это в среднем по разным регионам 70-75% удовлетворенных исков.


Причем, практика показывает, что именно инициатива работников и их сведения оказываются чуть ли ни главным каналом получения информации о недобросовестных работодателях-налогоплательщиках. На соответствующие проверки трудинспекции надежды нет, они очень редки: как и прокуратура, это профильное ведомство зачастую бьет наугад и самых крупных. И вот теперь, в сложившейся обстановке, встает вопрос – как дополнительно стимулировать работников помогать сбору налогов. Здесь как раз и пригодились профсоюзы, выступающие в тандеме с налоговой.

Надбавка за жадность

Именно в этой ситуации инициатива профсоюзов оказалась очень даже кстати, ведь ФНПРовские функционеры предложили упростить механизм взыскания задолженности и сделать так, чтобы эти деньги можно было получать минуя суд. Причем помимо требования о взыскании задолженности существует и другой «лакомый кусочек» - работодателю можно предъявить требование о взыскании процентов за пользование денежными средствами. Будто вы свою невыплаченную зарплату положили в банк на депозит под процент, равный ставке рефинансирования - 7,75 %). Вот профсоюзы и предложили, чтобы работодатели, помимо штрафов, выплачивали все это дело под их совместным с налоговой контролем.


Правда, для такого расклада, если, конечно, исключить ситуации откровенного вымогательства со стороны налоговой, работники должны активнее жаловаться на работодателей. Давайте сделаем так, что работник, не желающий идти в суд, мог просто придти в налоговую (или в профсоюз – если тандем будет официально оформлен), а дальше налоговая сама разберется уже с компанией, напомнив ей о том, при каком условии в нашей стране можно спать спокойно.

Что бы ни предложили президенту до 15 февраля размышляющие сейчас над этой проблемой члены правительства, если поручение все же выполнить и при этом не нарушать нынешних законов – нужно серьезно упрощать механизм налогового стукачества. Модернизировать его, в конец концов, в соответствии с веяниями времени. А то столько всего в стране модернизировали, а в этой сфере отстаем.

Подготовлено специально для Е1. RU


Комментировать Другие материалы автора



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: