Не экономная экономика. За что платит потребитель?
Представьте, изобрели вы очень нужную всем штуку. Не штука, а загляденье: нужна всем, для производства требуется гидропресс и два таджика, сырье не стоит ничего, ибо является мусором и валяется под ногами. И вот вы решили облагодетельствовать человечество, для чего, опустошив копилку, приобрели этот самый пресс и наняли парочку гастарбайтеров.
Все готово к старту производства, но тут выясняется, что производить прямо так ничего нельзя, а требуется государственная регистрация предприятия, в данном случае Общества с Ограниченной Ответственностью, как минимум. А иначе это будет не бизнес, а откровенная уголовка. Решив в своей деятельности руководствоваться какими угодно кодексами, кроме уголовного, вы запуск производства откладываете и приступаете к регистрационным действиям. По пути вылезает еще необходимость легализации Равшанов и Джумшутов, для чего надо порешать этот вопрос в миграционной службе.
Пока данный вопрос решался, оказалось, что неплохо было бы также «устаканить» будущее производство с участковым/пожарным/санинспектором/местной администрацией/трудовой инспекцией и еще целой массой контролирующих бюджетников. Кроме того, следуя принятому решению делать бизнес максимально законно и суровому уголовному законодательству не оставлять ни малейшего шанса на вмешательство в производственный процесс, принимается на работу бухгалтер, юрист и «секретутка» на первичный документооборот. Эта троица белых воротничков будет паразитировать на теле мирового пролетариата, в данном случае представленного в виде двух работяг из средней Азии, увеличивая себестоимость конечной единицы продукции.
Денег внепланово потрачено караул сколько, и вам приходится отправляться в банк за кредитом, где его охотно дают под залог свежекупленного пресса и квартиры, чему жена очень не рада. Но вот все готово и бодрые гастарбайтеры приступают к производству этой замечательной и нужной всем штуки. Тут выясняется, что себестоимость вами посчитана в корне неправильно и на пути товара к потребителю встает еще одна преграда — организация сбыта как такового. Вход в розничные сети стоит денег, строить свою сбытовую сетку еще дороже, организация грамотного интернет-магазина — удовольствие тоже не совсем дешевое, да и узнавание товара тоже не помешало бы, а для этого нужна она — реклама.
Паразитов на теле пролетариата прибавляется, так как вы нанимаете на работу еще парочку менеджеров, программиста, супервайзера, маркетолога, еще одного бухгалтера на кадры, секретаря в интернет-магазин, курьера и исполнительного директора, так как с этой кодлой сами уже не справляетесь. 12 человек уже сели на шею двум бедным гастарбайтерам, требуя зарплату существенно большую, чем у них самих, задирая вверх себестоимость столь всем нужной, но уже вовсе не дешевой штуки. Кроме того, банк уже хочет процентов по кредиту, да и налоговая стучится в дверь с жаждой налогов. Ее не волнует, что прибыли еще нет — процесс же уже идет, деньги по расчетному счету уже бродят: кредиты, зарплаты, аренда, реклама и так далее.
Короче, на момент полноценного выхода товара на рынок, в каждом рубле его себестоимости всего пять копеек приходится на непосредственное создание продукта (пресс и пролетариат), а девяносто пять копеек — это уже вынужденно «дутая» себестоимость. А ведь еще вам бы хотелось и прибыль получить, иначе зачем бы все это затевалось.
Отдельно акцентирую внимание, что соотношение 95 к 5 это не метафора, не приукрашивание текста «для красного словца», а суровые реалии современной экономики. Естественно, максимально усредненные. Например, вы давно были в продуктовом магазине? Сколько кило египетской картошки стоит, видели? А знаете цену от производителя этого нужного продукта в братском Египте? Сейчас я кого-то, наверное, убью цифрой: рубль килограмм, уже в наших родных деньгах. Это я совершенно компетентно заявляю. Для не интересующихся ценой картошки (я слышал, есть такие люди) могу сообщить голую, средневзвешенную себестоимость Porsche Cayenne — 6000 евро. Ну и всем будет чертовски интересно узнать «честную» стоимость строительства одного квадратного метра жилья в Москве — что-то около четырехсот долларов под ключ. Это все в ценах 2010−2011 годов.
Но это мы отвлеклись. Поняв, что «Капитал» Карла Маркса безбожно устарел, а ваши знания и представления об экономике находятся на уровне букваря и азбуки, вы отправляетесь в банк за очередным кредитом. Чудо случилось и кредит получен! Что еще добавляет пару-тройку копеек к себестоимости в виде обязательного к уплате ссудного процента. Процесс пошел, и пролетариат может опять приступать к созданию материальных ценностей, а вами вынужденно нанятая кодла в белых воротничках — восстанавливать перекладывание бумажек с места на место.
Время прошло, реклама дала результат, в розничные сети вошли, интернет-магазин заработал. Все идет просто отлично, за исключением того, что облагодетельствование народа нужной штукой за три копейки не получилось: штука по-прежнему нужная, по-прежнему производится из мусора, но стоит уже весьма конкретных денег.
Не успев понять, хорошо это или плохо, вы сталкиваетесь с новым бизнес-раздражителем — пристальным вниманием различных госструктур к своей персоне. Вам популярно объясняют, что построение юридически правильного бизнеса само по себе ничего не значит и стоит заплатить некоторую сумму для того, чтобы проблем не было. Вас это все уже здорово утомило и вы платить согласны, что тоже ложится на пухнущую как на дрожжах себестоимость.
Но вам уже все равно — в конце концов, все оплачивает потребитель, а он привык, он стерпит…