Бизнес-консультанты: нужны ли они бизнесу? Часть 1

«Кто умеет делать — делает, а кто не умеет — учит. » Народная мудрость.

Начну издалека. Любой практикующий психолог скажет вам истину, которая кажется любому здравомыслящему человеку просто бесспорной: «Легче списать свою глупость, подлость и лень на кого-то (школу, родителей, правительство, судьбу и т. д. ), чем работать над собой!»

Но если это относится практически к любому отдельному человеку, то странно, что этот принцип так редко учитывается в бизнесе. Ведь бизнес — это тоже… отношения между людьми.

Сейчас я хотел бы высказать свои мысли о бизнес-консультантах «со стороны», которых нанимают «для оздоровления бизнеса». Начну с авторитетов…

«…фирма CSC Index из Кэмбриджа, провела совместно с Американской ассоциацией управления опрос 376 генеральных директоров крупнейших американских корпораций. Выяснилось, что примерно половина всех выполненных технологических проектов не оправдала ожиданий руководителей.

В анонимном же опросе более 80% процентов руководителей признали, что консультанты «не оправдали их ожиданий», т. е. признались, что просто выкинули деньги, которые могли бы быть направлены на производство собственных товаров, услуг, исследований. " Д. Траут. «Большие проблемы больших брендов. »

И это притом, что объём рынка консультационных услуг для бизнеса (только в США) давно превысил цифру в 50 миллиардов долларов.

За что люди отдают такие деньги, если «более 80% процентов руководителей признали, что консультанты «не оправдали их ожиданий». А вот зачем. В двух словах.

Спросить у кого-то, а потом, если не получилось, сказать, что вот, советчик этот и виноват. А мы тут ни при чём!

Я совсем не против консультантов, которые учат сотрудников, как эффективнее управлять временем или профессиональные тренинги для повышения квалификации персонала. Боже упаси! Совсем наоборот, такие тренинги не просто нужны, а жизненно необходимы.

Я сейчас о другом. О консультировании руководителей бизнеса по вопросу «куда и как» идти их бизнесу. Консультации по «прокладыванию своего пути» фирме (организации) в современном, так быстро меняющемся мире.

Руководитель определяет бизнес-стратегию фирмы. Потом проводит эту бизнес-стратегию фирмы в жизнь через препятствия: • Внешние, в виде рыночных игроков (конкурентов, проверяющие и регулирующие организации, поставщиков и клиентов). Как реальных, так и потенциальных, которые, возможно, подключатся к игре только в будущем. А кто сможет точно спрогнозировать будущее? • Внутренние — через решение внутренних проблем фирмы с помощью менеджеров.

Посмотрим, как могут консультанты помочь…

Разработка бизнес-стратегии. Конечно, консультантов здесь можно… вежливо послушать. И даже взять кое-какие мысли на заметку. Но вот информация к размышлению. Подумайте, а если эти консультанты так разбираются в вашем бизнесе, почему они сами не делают деньги на этом или похожем Деле. Ну, по которому они консультируют.

Внешние препятствия. Конкурентов ещё можно как-то просчитать, и то, только из близко прилегающих рыночных ниш. А кто спрогнозирует развитие сознания потребителей, сумма денег у которых всегда ограничена. Как можно просчитать политику регулирующих органов, если в результате выборов придут политики с совершенно иным видением «своей миссии», чем за все предыдущие времена. Да и вообще, мир меняется слишком быстро. И всегда не в ту сторону, в которую хотелось…

Внутренние препятствия. В основном эти препятствия генерирует внутрикорпоративная культура, неписаные правила отношения людей внутри фирмы. А может ли консультант, даже если он семи пядей во лбе, изменить отношения, принятые в отдельно взятой фирме? Ответ очевиден. Нет! Т. е. тактические, мелкие улучшения с помощью консультантов ещё можно как-то, через пень-колоду, внедрить. А если ошибка стратегическая? Ну, бизнес движется не в ту сторону?

А, ещё один очень интересный вопрос. Когда приглашают консультантов? Правильно, когда у фирмы большие, очень большие или неразрешимые проблемы. И решать их нужно быстро. Кто даст консультантам, практически «людям со стороны», такие полномочия?

А может быть, «снижение оборотов» в вашем бизнесе просто… естественно. Вы знаете хоть один бизнес, работающий стабильно из квартала в квартал в течение длительного времени?

И ещё! Единственный способ избежать больших (огромных, неразрешимых) проблем — задушить плохие решения в зародыше, а не ждать, когда они расцветут махровым цветом. Как и конкурентов, кстати, но это так, к слову! Но ведь для этого нужно… работать долго, нудно и… неблагодарно! Наёмный менеджер, даже с приставкой «топ» иногда просто физически не способен на такое, зная, что завтра, если его «вышвырнут», результатами его труда воспользуется другой. Нанять консультантов «со стороны» проще и привычнее!

Но это всего лишь видимая, «надводная» часть айсберга. А «подводная» часть гораздо больше, шире и… глубже. Кому это интересно — продолжение следует!




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: