Как правильно критиковать и реагировать на критику в «ШколеЖизни.ру»?
Число участников проекта «ШколаЖизни. ру» перевалило за 15 тысяч человек. Вполне сравнимо с армией небольшого государства, только вот вооружены мы лишь словом. Оно может спасти, может и убить. Особенно если слово — критическое.
Сегодня мы поговорим о критике как таковой. Именно потому, что из года в год в блогах обсуждения статей «ШколыЖизни. ру» можно наблюдать баталии, к счастью только словесные, авторов и читателей. Поводом может послужить все что угодно, любое неосторожное или неверно истолкованное слово. Все как в жизни: кто-то, обидевшись, хлопнет дверью, кто-то нахамит в ответ, а иногда тонкие интеллектуальные диалоги комментаторов и авторов читаются интереснее, чем текст, их спровоцировавший. Советы для писателей
Авторский текст, которому вы посвятили свое время, — почти как ребенок. Встречаются в коллективе «ШЖ» авторы, которые к своим статьям относятся почти как к детям, остро реагируя даже на редакторские замечания. Дескать, не хотите — не надо. И классный текст, подлежащий лишь небольшой шлифовке, отправляется в лучшем случае в архив. А ведь имел все шансы быть опубликованным и приносить пользу миллионам читателей!
Как правило, редакторские комментарии вы видите только с личной страницы в разделе «Мои статьи», они не видны широкому кругу пользователей. Поэтому не стоит фыркать, просто исправьте недочеты. Или обоснуйте свою точку зрения — редактор не обязан знать всего!
В отличие от редакторских комментариев, статья видна сразу после того, как ее выложили на сайт, в блоге проекта. Причем видна с любым статусом, в любой степени готовности. А сырой непродуманный материал будет оценен читателями отрицательно.
Поэтому не стоит размещать на «ШколеЖизни. ру» статью, в которой готов лишь первый абзац или вовсе название, отметив пункт «Подлежит доработке автором». Это допустимо, когда вы работаете над оформлением.
Кстати об оформлении. Сколько раз встречаются интересные и актуальные статьи, материал которых не структурирован. Сплошная серая пелена текста, которая очень сложно воспринимается с экрана монитора. Зачастую из-за отсутствия четкой структуры порой хорошие статьи получают низкие оценки.
Статьи, предложенные в основной выпуск, подлежат редактированию автором до тех пор, пока редактор не принял ее к публикации. После этого правки может внести только редакция проекта «ШколаЖизни. ру». Поэтому не обижайтесь на комментарии читателей, в которых указаны грамматические, орфографические, пунктуационные или фактические ошибки в вашей опубликованной статье.
Они не умничают, а подсказывают редакторам, что нужно исправить. Их цель — сделать статью максимально точной и корректной. Вместе мы создаем качественный продукт, который потом читают на сайте годами.
Даже самый хороший редактор не в силах исправить все ваши огрехи, как и не обязан он быть компетентным во всех без исключения областях жизни. Поэтому может пропустить и опечатку, и неверный термин.
Возьмите за правило прочитывать принятые к публикации статьи за пару дней до выхода в печать. Но не как восторженный автор бессмертного творения, а как вдумчивый читатель. Будьте в этот момент и редактором, и корректором. Увидев ошибку, сообщите о ней редактору комментарием к статье в таблице «Мои статьи».
Иногда ваша авторская позиция или острота выбранной темы могут вызвать оживленную дискуссию, не всегда созвучную с вашей мыслью. Не бойтесь вступать в полемику с оппонентами, в споре рождается истина. Не отвечайте хамством на хамство, как бы вы этого ни хотели. Это не добавит вам очков. Помните правило ШЖ: автор вправе попросить уже высказавшегося комментатора покинуть блог. Советы для читателей
Находя ежеутренне в своем почтовом ящике рассылку «ШколыЖизни. ру» или пролистывая свежий выпуск журнала, мы быстро просматриваем заголовки. Захотелось согласиться или поспорить — открыли, прочитали и сказали автору все, что думаете в этот момент. А автор взял и обиделся.
Постарайтесь, чтобы ваша критика была конструктивной, по делу. Продумайте свои слова, перечитайте комментарий перед отправкой, чтобы избежать неверного толкования. В реальной жизни мы выбираем слова в споре с оппонентом, так зачем на страницах «ШЖ» уподобляться рыночным торговкам? Грубости все равно уберет модератор, да еще и санкции применит.
Заметили ошибку, указали на нее в комментарии? Прекрасно! Но «ШколаЖизни. ру» всех нас чему-то учит, причем постоянно. Поэтому не нужно обидно тыкать носом автора в его погрешность. Поправьте, подскажите, научите. Не скупитесь на похвалу, если автор ее заслуживает.
Как часто мы заводимся от одной фразы, выбранной автором темы, или смелой оценки лишь потому, что мы так не думаем. И это здорово: значит, статья не из проходных, и ее можно и нужно обсуждать. Но — не в стиле «сам дурак». Каждый имеет право на свою точку зрения, остальные не обязаны ее разделять. Дискуссия должна быть красивой. Мы же цивилизованные люди!
Бывает и так, что обсуждение статьи выходит за рамки темы, в ней поднятой. Не стоит в блоге статьи выяснять отношения, обсуждать смежную тематику. Для этого существуют блоги авторов, где можно создать ветку форума, и система личных сообщений, если нужно поговорить тет-а-тет. В конце концов, это прекрасный повод написать свою статью, в которой вы можете изложить свою точку зрения на исследуемый в статье предмет.
«Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда…» — это про наш проект: редакцию, многотысячный коллектив писателей и читателей «ШколыЖизни. ру». Мы вместе и каждый по отдельности — и авторы, и редакторы, и корректоры, и оформители. Благодаря нашим усилиям на «ШЖ» публикуются яркие, интересные и безупречно грамотные материалы. И пусть критика будет нам в помощь.